Микрофинансовый бизнес становится всё более технологичным. Руководители стремятся выстраивать его по стандартам мировых компаний, чтобы идти на шаг впереди
Основатель и генеральный директор группы компаний TAS GROUP Дулат Тастекей всегда считал личностное развитие основой успешной карьеры. Создавая этот проект (входит в пятерку крупнейших казахстанских МФО), бизнесмен использует для его развития передовые знания, стремясь совместить синергию корпоративной культуры, финансовых технологий и управленческих решений для укрепления рыночных позиций. Как известно, знания требуют обновления, и за этим Дулат отправился в Гарвард, создавая для себя очередную ступень профессионального роста.
Почему вы решили дополнить свой и без того внушительный список вузов, среди которых, как мы знаем, уже есть несколько серьезных заведений, таких как Skolkovo School of Management, и поехали учиться в Гарвард?
– Первые мысли о Гарварде появились задолго до основания ГК TAS GROUP (2010 году). Тогда это была мечта обычного мальчика из маленького села. И, естественно, четкого плана по поступлению не было, пока несколько лет назад я не узнал, что в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) есть программа OPM (Owner/President Management). И это был момент, когда робкая мечта превратилась в конкретную цель.
Я оценил свои навыки и начал интенсивное обучение профессиональному английскому языку, который был слаб для понимания сложного и емкого контента обучения. Поставил себе цель, и вот в прошлом году я наконец стал студентом Гарварда.
Какие навыки и знания вы получаете в процессе обучения в HBS? Как они пригодятся вам на практике? Ну и в целом зачем вам всё это?
– Непрерывное образование, особенно в условиях современного перманентно меняющегося мира, – базовый залог любого развития. Прежние знания, какими бы они ни были, сегодня быстро устаревают, методы и подходы бизнеса и менеджмента динамично преображаются. Поэтому постоянное обучение давно стало и моим личным принципом, и главной составляющей корпоративной культуры ГК TAS GROUP.
В свое время обучение в Skolkovo дало огромный импульс моему развитию. Но время идет, и по мере расширения стратегического видения возникла острая необходимость вывода на новый, более глобальный уровень. Ну а если речь идет о глобальном уровне, то, конечно, альтернативу Гарварду найти почти невозможно.
Гарвардская программа OPM состоит из трех блоков и рассчитана на 24 месяца в течение трех календарных лет. На данный момент я на втором году обучения среди 170 лучших управляющих из 40 стран.
Основная идея такой программы – 30% академической программы и 70% практики «с глазу на глаз». В ходе обучения мы не только знакомимся с ППС Гарварда, но и обмениваемся знаниями, практическими навыками, идеями по поводу разных вопросов с коллегами. Среди моих однокурсников не только представители традиционного бизнеса, но и люди мирового шоу-бизнеса. Один из них – will.i.am из The Вlack Еyed Рeas. Кстати, его тот самый друг-казах, о котором он во всеуслышание заявил со сцены прошедшего недавно фестиваля «Азия Дауысы», – это я.
Один из моих инсайтов обучения в Гарварде – важность окружения. Живя в своем обычном мире, в своих обыденных границах, мы часто стагнируем. А выходя за рамки, особенно в окружение лучших, хочешь ты того или нет, но мышление неизбежно меняется. И ты, и твоя компания уже никогда не будут прежними.
Совсем недавно, летом, я принимал своих гарвардских друзей в Казахстане. Они были потрясены нашей красотой – природой, людьми, казахской культурой. Ведь, увы, до сих пор в мировоззрении большинства из них Казахстан – страна кочевников. Но, увидев всё изнутри, они были поражены всем тем, что нам кажется обычной жизнью. Мой международный гарвардский нетворкинг не только дает массу возможностей для личностного роста и масштабирования бизнеса, но и служит повышению имиджа Казахстана за рубежом.
Пребывая в США, вы наверняка могли наблюдать работу местных МФО. Что из их деятельности привлекло ваше внимание?
– Я понял, что наша «казахстанская» бизнес-модель смогла бы не только выжить, но и стать успешной даже на сложном и высококонкурентном рынке США. Исходя из практики я отметил, что наша компания быстро развивается, менеджмент намного гибче. Уровень технологического развития также ничем не хуже американского. Если же говорить в общем, то можно отметить масштабы рынка. В Штатах больше автолюбителей: страна занимает шестое место в мире по числу автомобилей, где на 1000 человек приходится 908 машин, тогда как мы – на 95-м месте с показателем 226 машин на 1000 человек. Следовательно, рынок кредитования под залог личного авто в США в десятки раз больше, чем в Казахстане.
Ну и, конечно, мы изучаем не только рынок США, но и опыт многих других стран и компаний мира. Мне, в частности, очень импонируют кейсы развития Сингапура, финансового кризиса Латвии, коррупционного скандала в Бразилии. Еще один поразивший меня кейс – проект развития IT-отрасли Кении «Силиконовая саванна». Изучение таких кейсов идет чуть ли не на квантовом уровне, максимально погружая стороннего человека в понимание предмета.
Каким образом вы планируете использовать полученные знания в Казахстане?
– После первого года обучения в 2022 году я привнес много изменений в свою компанию. В первую очередь мы занялись обучением управляющих процессами и обновлением стратегического плана с фокусом на зарубежный рынок.
Первым большим образовательным мероприятием стал корпоративный тренинг «Жизненный цикл сотрудника», в ходе которого мы детально проанализировали все HR-процессы ГК TAS GROUP – от отбора кандидатов до увольнения. Наши менеджеры существенно пополнили свои знания в этом направлении и освоили множество новых технологичных инструментов управления, которые мы активно тестируем сейчас.
Кроме того, мы ввели возможность онлайн-обучения в Harvard Business School. Для этого сотрудник должен проработать не менее двух лет в компании, получить сертификат о знании английского языка на должном уровне, не иметь дисциплинарных взысканий, а программа обучения должна соответствовать его профилю работы.
Следующий наш шаг – реформы в IT (которое и без того динамично развивалось ранее, но подверглось еще большим преобразованиям). Сейчас мы готовим масштабное обновление нашего приложения, которое будет включать в себя полностью автоматизированный процесс получения займа с минимальным вмешательством менеджера. Для инициации данного проекта мы расширили свой IT-департамент до 70 человек и направили все силы на автоматизацию и цифровизацию всех бизнес-процессов. Благодаря этому ГК TAS GROUP намерена в разы повысить свою технологичность и конкурентоспособность, а на рынке финансовых организаций такие характеристики – залог эффективности и успеха.